Введение   Главы  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24   Приложения  1  2  

Сценарий посещения ресторана






Для описания сценария можно использовать разные системы обозначений, но все они должны содержать определенные базовые компоненты: цель, которой должны удовлетворять все действия в этом сценарии, предварительные условия, которые должны быть удовлетворены перед тем, как сценарий можно будет применить, и заключительные условия, характеризующие ситуацию после завершения применения сценария. В системе обозначений также должны быть предусмотрены разделители между отдельными фазами сценария, которые служат для организации некоторых действий. Ниже приведен простой сценарий визита в ресторан.

Цель: поесть без самостоятельного приготовления пищи. Предварительные условия: голоден, есть деньги, ресторан работает. Состояние после завершения: сыт, денег стало меньше.

Действие первое: войти в ресторан. Найти место самостоятельно, если нет никаких других признаков, что на вас обратили внимание, или отсутствует метрдотель. В противном случае позволить метрдотелю найти место.

Действие второе: просмотреть меню, сделать заказ,и поесть. Не забыть, что в ресторане могут быть фирменные блюда.

Действие третье: получить чек. Заплатить официанту/официантке или кассиру. Покинуть заведение.

Обратите внимание на то, что в разных ресторанах существуют отличительные способы выполнения похожих действий, — по-разному отыскивается место за столиком, предлагаются свои фирменные блюда, выполняется расчет за услуги. Такие нюансы также можно зафиксировать в сценарии, что позволит сформировать поведение, адекватное конкретной ситуации. В идеале, в сценарии могут быть зафиксированы разные варианты поведения, в зависимости от выполнения тех или иных условий, специфицированных в компоненте "Предварительные условия".

Применение механизма сценариев можно рассматривать в свете проблемы представления знаний на более высоком уровне, чем в случае процедуральной семантики. Описание понятия на уровне отдельной фразы нельзя "поднять" на более высокий уровень, когда нужно принимать во внимание эпизод в целом вместе с множеством мотиваций, подразумеваемых, но никогда (или редко) не формулируемых человеком вслух. Некоторые исследователи пришли к выводу, что зависимость от контекста является главным препятствием в решении проблемы компьютерного понимания естественного языка. В результате были начаты исследования в направлении, где предпочтение отдается не формальным моделям языка и сопряженных с его восприятием мыслительных процессов, независимых от конкретной предметной области, а относительно неформальным, контекстным способам рассуждений.

Другие исследователи (например, [Newell and Simon, 1972] и [Anderson, 1976]) попробовали на несложных задачах (простенькие головоломки, игры в слова и тесты, оценивающие способность к запоминанию) смоделировать присущий человеку подход к решению проблем. Они стремились сделать так, чтобы знания и стратегия поведения программы как можно больше походили на знания и стратегию поведения человека в аналогичной ситуации. Оценка успешности моделирования производилась путем сравнения поведения человека и программы при решении одной и той же задачи.

Но такое компаративное изучение сталкивается с фундаментальной проблемой — не существует прямого метода показать, что человек и программа искусственного интеллекта делают одни и те же вещи одинаковым способом. В результате используется косвенная аргументация. Например, демонстрируется, что человек и программа делают аналогичные ошибки, если встречаются с проблемой повышенной сложности и ошибочными данными, или что распределение времени на выполнение одинаковых этапов решения задачи у человека и программы имеет одинаковый характер при решении аналогичных задач различных классов. Общепринятой стала точка зрения, что простое совпадение ответов на одинаковые вопросы — недостаточное доказательство совпадения способов рассуждений, поскольку существует множество отличающихся стратегий и способов использования имеющихся знаний, которые можно применить для решения одной и той же проблемы.



- Начало - - Назад - - Вперед -