Введение   Главы  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24   Приложения  1  2  

2.2.1. Система SHRDLU



2.2.1. Система SHRDLU

Кульминационным моментом этой эпохи явилась разработка Виноградом [Winograd, 1972] системы SHRDLU, которая понимала довольно представительное подмножество слов английского языка и делала определенные выводы в ограниченной области (в мире, построенном из деталей детского конструктора). Программа демонстрировала свои возможности восприятия речевых команд, реконструируя созданный ею "мир деталей" и отвечая на вопросы, касающиеся как конфигурации деталей, так и своих действий с ними. Она могла отвечать на вопросы вроде следующих:

"Какого цвета блок, на котором стоит красная пирамида?" и строить план выполнения команды, например: "Поставь синюю пирамиду на зеленый кубик".

Можно было считать, что система SHRDLU понимает фразы на человеческом языке, поскольку она адекватно на них реагировала. "Разумность" такого рода восприятия была названа "процедуральной семантикой". Вывод о разумности программы основывался на идее, что если программа способна в ответ на вопрос выполнить соответствующие действия, то можно считать, что она "поняла" заданный вопрос. Такая точка зрения на проблему машинного "понимания" основывается на воспроизведении в первую очередь поведенческой реакции, а не способностей человеческого мышления.

Другое направление исследований было связано с попытками воспроизвести механизм понимания в менее искусственном и более близком к реальному контексте, например в ситуаиии визита к врачу или посещения ресторана. Шанк и Колби [Schank and Colby, 1973] воспользовались структурой, названной ими сценарием, для объединения разнообразных элементов, представляющих в совокупности реальную ситуацию. Сценарий можно рассматривать как объединение разнообразных целей, решений и обычаев, связанных с определенными событиями. Так, "сценарий посещения ресторана" приводится в действие при возникновении цели "чего бы съесть", удовлетворяется событием "прием пищи" и объединяет промежуточные знания о том, как заказать столик, выбрать блюда в меню, расплатиться, дать на чай и т.п. Такое объединение целей и средств, характерных для определенной ситуации, объясняет, почему определенные действия считаются нормой в одной ситуации и рассматриваются как неадекватные в другой. Например, раздевание в присутствии постороннего является нормой при визите к врачу и рассматривается как неадекватное при посещении ресторана. Такой же подход позволяет включить и некоторые знания, которые мы считаем само собой разумеющимися, — любой под визитом к врачу понимает посещение клиники, а не квартиры врача. В сценарии "визит к врачу" это учитывается включением в качестве места посещения по умолчанию именно клиники.



- Начало - - Назад - - Вперед -