Введение   Главы  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24   Приложения  1  2  

3.4.1. Оценка системы MYCIN



3.4.1. Оценка системы MYCIN

Еще в 1974 году, на самой ранней стадии разработки системы MYCIN, были получены весьма обнадеживающие результаты. Команда из пяти высококвалифицированных экспертов в области диагностики инфекционных заболеваний подтвердила правильность 72% рекомендаций, сделанных системой, которые относились к 15 реальным заболеваниям. Главной проблемой оказалась не точность диагноза, а отсутствие правил, которые позволяли бы судить о серьезности заболевания.

В 1979 году были организованы более формальные испытания усовершенствованной версии MYCIN по диагностике таких заболеваний, как бактеремия и менингит. Окончательное заключение, вынесенное программой в 10 реальных случаях, сравнивалось с заключениями ведущих медиков Станфордского университета и рядовых врачей, причем рассматривались и такие случаи, в которых лечение уже проводилось. Затем были привлечены восемь других экспертов, которых попросили оценить рейтинг 10 рекомендаций о курсе лечения в каждом из рассмотренных случаев. Для каждого из предлагавшихся наборов рекомендаций была определена максимальная оценка 80 баллов, причем экспертам было неизвестно, что некоторые из них предложены не врачом, а компьютером. Результаты представлены ниже.

Рейтинг по заключению 8 экспертов на основании 10 клинических случаев

Максимально возможная оценка — 80 баллов

MYCIN

52

Курс лечения, назначенный в действительности

46

Faculty-1

50

Faculty-4

44

Faculty-2

48

Resident

36

Inf dis fellow

48

Faculty-5

34

Faculty-3

46

Student

24

Неприемлемый курс лечения

0



Одинаковые курсы лечения

1



Отличие между оценкой, полученной MYCIN, и оценками качества рекомендаций ведущих специалистов Станфорда, невелико, а по сравнению с рядовыми врачами система оказалась даже на более высоком уровне.

Однако по ряду причин (в том числе и перечисленных ниже) экспертная система MYCIN так никогда и не использовалась в реальной врачебной практике.

  • База знаний системы, включающая около 400 правил, все-таки недостаточна для реального внедрения в практику лечения больных инфекционными болезнями.
  • Внедрение системы требует приобретения достаточно дорогой вычислительной машины, что не могло себе позволить в те времена большинство лечебных учреждений.
  • Врачи-практики не испытывают никакого желания работать за терминалом компьютера, что совершенно необходимо для применения на практике экспертной системы. К тому же существующий в 1976 году интерфейс с пользователем в той версии системы MYCIN не был тщательно продуман.
Система MYCIN при всей ее практической направленности была и осталась все-таки экспериментальной исследовательской системой, не рассчитанной на коммерческое применение. Тем не менее на ее основе были созданы другие экспертные диагностические системы, которые реально использовались в лечебной практике (об одной из них — системе PUFF — читайте в главе 13).

В этой книге мы часто будем сталкиваться с оценкой качества отдельных моделей экспертных систем, и вы увидите, что выработать какой-то общий подход к такой оценке, не принимая во внимание специфику области применения, не удается. Однако можно выделить ряд предварительных условий, которые необходимо соблюдать для адекватной оценки качества экспертной системы любого назначения (этот вопрос обсуждается в сборнике под редакцией Хейеса-Рота [Hayes-Roth et al, 1983, Chapter 8]).

  • Должны существовать определенные объективные критерии правильности ответа, формируемого экспертной системой. В некоторых областях, например финансовых инвестиций, может не существовать иных критериев, кроме как оценивание сторонними специалистами вывода, сделанного системой, или выполнение рекомендаций на практике и анализ последующих результатов. Сложность первого способа состоит в том, что эксперт может не согласиться с самой постановкой проблемы в конкретном случае (особенно, если мы имеем дело со сложным случаем). Что же касается второго способа, то за оценку придется заплатить слишком дорого, если практическое воплощение рекомендации приведет к неожиданным последствиям.
  • Должна соблюдаться определенная процедура проведения эксперимента. Вместо того чтобы просить эксперта оценить качество ответа, предложенного компьютером, лучше предложить ему несколько вариантов решений, одни из которых предложены специалистами в этой предметной области, а другие — экспертной системой, причем эксперт не должен знать, есть ли среди предложенных вариантов "машинные". Именно так проводилась описанная выше процедура оценки качества системы MYCIN. При этом эксперт избавлен от возможно и неосознаваемой психологической "тенденциозности" в оценке того, что предлагается компьютером.
  • Оценка должна протекать безболезненно для эксперта либо ее вообще нет смысла проводить. Если оценка сопряжена с какими-либо неприятными для эксперта последствиями, то рассчитывать на его объективность, конечно же, нельзя. Нельзя проводить оценку, если существуют очень жесткие требования к времени ее выполнения и используемым при этом ресурсам. Вполне может оказаться так, что процесс оценки качества системы займет больше времени, чем ее разработка.
Читателю также должно быть ясно, что роль разных экспертных систем в той или иной предметной области может быть совершенно различной, соответственно различными должны быть и требования к ее производительности. Многие экспертные системы выполняют роль советчика и предоставляют пользователю набор возможных вариантов решения проблемы. В таком случае от системы требуется в основном сформировать как можно более "емкий" перечень вариантов решения проблемы при заданных ограничениях, причем система должна уложиться в разумное время. Другие системы предназначены для формирования законченного решения проблемы, которое пользователь может принять или отвергнуть. Учитывая, что последнее слово все-таки остается не за компьютером, а за человеком, система может быть признана вполне работоспособной и в том случае, если не все 100% предлагаемых ею решений правильны, но она должна быть способна достаточно живо реагировать на запросы.




- Начало - - Назад - - Вперед -